Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Неделю назад значительно пострадал и чуть не погиб в огне мировой памятник архитектуры, собор Парижской Богоматери. Самыми уязвимыми в страшной катастрофе на тот момент казались средневековые витражи Нотр-Дама. Удивительно, но хрупкое стекло, которому почти 800 лет, выдержало жар огня. Крыша над средокрестием проломлена падающим шпилем, но уцелел самый ценный витраж собора — Южная роза дю Миди, сопровождающий «открыточный» вид на Нотр-Дам-де-Пари со стороны Сены. Многие фрагменты розы были подлинными и сохранились с XIII века.
Немногие знают, что на крыше ризницы Нотр-Дама, прямо за каменной вязью, с 2013 года стоят пчелиные ульи. Тысячи насекомых несколько лет подряд собирали нектар в самом центре Парижа. Их домики находились в 30 метрах от эпицентра пожара, и пчелиная семья чудом выжила после катастрофы.
Давайте вспомним историю бесценных творений из стекла и камня и посмотрим по-новому на их красоту.
Как появились витражи в готических храмах?
Готической архитектуре предшествовала романская эпоха. Стены храмов в то время были толстые, несущие, на них опиралась вся конструкция здания. Чтобы не ослаблять ее, окна приходилось делать маленькими. В XII веке придумали каркасную основу, состоящую из колонн, стрельчатых арок и внешних «подпорок» — контрфорсов и аркбутанов. Стены уже не служили опорой, их превратили в легкую оболочку, а пространство между каркасом стали заполнять огромными витражными окнами.
Таким образом, витражи сделались неотъемлемой частью готических соборов, они заменяли настенную живопись и вызывали трепетные эмоции. Словно Святой дух спускался на верующих, проникая волшебным лучом света через цветные стекла...
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ - Что посмотреть в Париже, пока Нотр-Дам на реставрации?
Средневековое искусство витража
Никогда еще искусство создания сюжетных картин из цветного стекла не достигало такого расцвета, как в готической архитектуре. Их называли «библией для неграмотных» — Священное писание в визуальном воплощении становилось доступным для тысяч прихожан. Впрочем, «читать» витражи тоже надо было уметь, поэтому, прежде всего их назначение — создавать волшебное впечатление и хотя бы в мыслях своих помочь возвыситься над мирским.
Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:
- Эскиз полотна переносили на деревянную панель.
- Варили стекло и отливали из него плоский лист. Его разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом.
- Кусочки укладывали на деревянную заготовку и окрашивали, прорабатывая мельчайшие детали.
- Затем следовал обжиг, закрепляющий краску на стекле. Его выполняли в несколько последовательных этапов.
- Фрагменты витража соединяли между собой и фиксировали тонким свинцовым профилем. Начиная с XV века, их начали спаивать.
- Готовую картину помещали в металлическую раму и устанавливали на место.
Дефекты стекла средневековые мастера умудрялись обращать себе на пользу. Воздушные пузырьки, неравномерная окраска и толщина использовались для подчеркивания фактуры и объемности картины, усиливали игру света.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ - 10 мест во Франции, где можно полюбоваться витражами
Витражи Нотр-Дам-де-Пари
Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века. Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом. Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.
Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.
Западная роза
Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.
Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии. Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков. Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.
Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.
Южная роза
Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.
Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл. 12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.
Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.
В 2013 году отчеканили памятную медаль, посвященную 850-летию собора Парижской богоматери. На одной стороне медали изображен фасад собора со стороны Сены, а реверс выполнен в виде южного окна-розы. Сейчас новую партию медалей выпускают повторно, а вырученные средства будут направлены на реконструкцию.
Северная роза
Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.
Чудеса реставрации
Парижский Нотр-Дам за свою долгую жизнь не раз приходил в упадок, а затем восстанавливался. Совершенствовалось искусство мастеров-витражистов. Во время великой реставрации, которая произошла в XIX веке под началом Виоле-ле-Дюка, ризница собора пополнилась свежими окнами-витражам. Они содержали 18 сцен жизни Святой Женевьевы, покровительницы Парижа.
Совершенно новый ансамбль из 24 высоких окон создал художник Жак де Шевалье в 1966 году взамен утраченных. Более ста лет на их месте стояли простые прозрачные стекла, и вот он — момент истины! Смогут ли современные тона конкурировать с оттенками средневековья и оставаться с ним в гармонии? На удивление, новые витражи успешно интегрировались в архитектуру собора. Некоторые даже путали воссозданные окна с произведениями XIII века.
Будем надеяться, что через несколько лет Нотр-Дам-де-Пари предстанет перед нами во всем своем прежнем великолепии. Ведь, как показывает практика, собор умеет возрождаться!
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ - Терновый венец — христианская реликвия Нотр-Дам-де-Пари