Витражи Нотр-Дам-де-Пари

02 Май 2019
0 комментариев
Алина
Витражи Нотр-Дам де Пари

Неделю назад значительно пострадал и чуть не погиб в огне мировой памятник архитектуры, собор Парижской Богоматери. Самыми уязвимыми в страшной катастрофе на тот момент казались средневековые витражи Нотр-Дама. Удивительно, но хрупкое стекло, которому почти 800 лет, выдержало жар огня. Крыша над средокрестием проломлена падающим шпилем, но уцелел самый ценный витраж собора — Южная роза дю Миди, сопровождающий «открыточный» вид на Нотр-Дам-де-Пари со стороны Сены. Многие фрагменты розы были подлинными и сохранились с XIII века.

Немногие знают, что на крыше ризницы Нотр-Дама, прямо за каменной вязью, с 2013 года стоят пчелиные ульи. Тысячи насекомых несколько лет подряд собирали нектар в самом центре Парижа. Их домики находились в 30 метрах от эпицентра пожара, и пчелиная семья чудом выжила после катастрофы.

Пчелы в Нотр-Дам

Давайте вспомним историю бесценных творений из стекла и камня и посмотрим по-новому на их красоту.

Как появились витражи в готических храмах

Готической архитектуре предшествовала романская эпоха. Стены храмов в то время были толстые, несущие, на них опиралась вся конструкция здания. Чтобы не ослаблять ее, окна приходилось делать маленькими. В XII веке придумали каркасную основу, состоящую из колонн, стрельчатых арок и внешних «подпорок» — контрфорсов и аркбутанов. Стены уже не служили опорой, их превратили в легкую оболочку, а пространство между каркасом стали заполнять огромными витражными окнами.

Готические витражи

Таким образом, витражи сделались неотъемлемой частью готических соборов, они заменяли настенную живопись и вызывали трепетные эмоции. Словно Святой дух спускался на верующих, проникая волшебным лучом света через цветные стекла...

Средневековое искусство витража

Никогда еще искусство создания сюжетных картин из цветного стекла не достигало такого расцвета, как в готической архитектуре. Их называли «библией для неграмотных» — Священное писание в визуальном воплощении становилось доступным для тысяч прихожан. Впрочем, «читать» витражи тоже надо было уметь, поэтому, прежде всего их назначение — создавать волшебное впечатление и хотя бы в мыслях своих помочь возвыситься над мирским.

Витраж в Нотр-Дам

Технология изготовления витражных картин в Средние века сложна и трудоемка, но настолько совершенна, что стала основой современных техник:

  • Эскиз полотна переносили на деревянную панель.
  • Варили стекло и отливали из него плоский лист. Его разрезали на фрагменты в соответствии с эскизом.
  • Кусочки укладывали на деревянную заготовку и окрашивали, прорабатывая мельчайшие детали.
  • Затем следовал обжиг, закрепляющий краску на стекле. Его выполняли в несколько последовательных этапов.
  • Фрагменты витража соединяли между собой и фиксировали тонким свинцовым профилем. Начиная с XV века, их начали спаивать.
  • Готовую картину помещали в металлическую раму и устанавливали на место.

Дефекты стекла средневековые мастера умудрялись обращать себе на пользу. Воздушные пузырьки, неравномерная окраска и толщина использовались для подчеркивания фактуры и объемности картины, усиливали игру света.

Витражи Нотр-Дам-де-Пари

Источником дневного света в соборе Парижской богоматери служат 110 витражных окон. Большая часть из них воссоздана заново в ходе реставраций XIX и XX века. Оригинальными, сохранившимися со Средневековья, являются только 3 больших круглых окна над входами — так называемые розы, созданные в XIII веке при Людовике Святом. Архитекторы Жан де Шелль и Пьер де Монтрей спроектировали окна-розетки небывалых доселе размеров. Имена мастеров-стекольщиков до нас не дошли.

Витражи Нотр-Дама

Основу розы составляет симметричный переплет из резного камня. Он состоит из центрального венчика и затейливых лепестков, разделенных перемычками. В символике готических сооружений окно-роза олицетворяла цикличность событий и круговорот времени.

Западная роза

Западная роза над главным порталом — старейший витраж собора, его диаметр равен 9,6 м. С внутренней стороны западное окно частично закрывает соборный орган.

Орган Нотр-Дам

Сюжет стеклянных картин над главным входом посвящен человеческой природе Христа. В центре восседает Дева Мария с младенцем на руках. Ее окружает центральный круг лепестков с изображениями королевской лилии. Следующие по порядку медальоны показывают библейских пророков, 12 знаков зодиака и 12 пороков. Внешний круг лепестков содержит 12 добродетелей и 12 времен года — излюбленный сюжет средневековых мастеров, отражающий сезонные крестьянские работы каждого месяца.

Во время Французской революции и последующего забвения многие витражи розы серьезно пострадали, их пришлось переделывать с нуля. Тем не менее, 10 витражных панно считаются подлинными.

Южная роза

Южная Роза Нотр-Дама

Диаметр окна-розы над южным входом — 12,9 м, а если считать всю прямоугольную площадь остекления, то его высота доходит до 19 м. Каменный каркас южной розы укрепили в XIX веке, и сейчас она уже не выглядит настолько тонкой и ажурной, какой была при создании.

Тема южной розы — Новый завет, всего в ней 84 витражных панно, объединенных центральным венчиком. Посередине — Христос с мечом в устах, а вот последующие лепестки перемешались между собой в ходе многочисленных реставраций и несколько потеряли изначальный смысл. 12 апостолов здесь соседствуют со святыми, ангелами, мучениками и мудрыми девами; можно рассмотреть сцены из Нового и Ветхого завета. Нижний фриз с прямоугольными витражами полностью обновлен в XIX веке и изображает 16 ветхозаветных пророков и четырех евангелистов.

Подлинной средневековой работой считается 12 медальонов.

В 2013 году отчеканили памятную медаль, посвященную 850-летию собора Парижской богоматери. На одной стороне медали изображен фасад собора со стороны Сены, а реверс выполнен в виде южного окна-розы. Сейчас новую партию медалей выпускают повторно, а вырученные средства будут направлены на реконструкцию.

Северная роза

Северная Роза Нотр-Дама

Северная роза, выходящая на теневой фасад собора, сохранилась лучше других. Ее размеры совпадают с размерами южной розы, а сюжеты посвящены Ветхому завету и долгому ожиданию Спасителя. В центральном венчике изображена Богоматерь с младенцем; среди прочих персонажей — иудейские цари, патриархи и первосвященники.

Чудеса реставрации

Парижский Нотр-Дам за свою долгую жизнь не раз приходил в упадок, а затем восстанавливался. Совершенствовалось искусство мастеров-витражистов. Во время великой реставрации, которая произошла в XIX веке под началом Виолле-ле-Дюка, ризница собора пополнилась свежими окнами-витражам. Они содержали 18 сцен жизни Святой Женевьевы, покровительницы Парижа.

Совершенно новый ансамбль из 24 высоких окон создал художник Жак де Шевалье в 1966 году взамен утраченных. Более ста лет на их месте стояли простые прозрачные стекла, и вот он — момент истины! Смогут ли современные тона конкурировать с оттенками средневековья и оставаться с ним в гармонии? На удивление, новые витражи успешно интегрировались в архитектуру собора. Некоторые даже путали воссозданные окна с произведениями XIII века.

Будем надеяться, что через несколько лет Нотр-Дам-де-Пари предстанет перед нами во всем своем прежнем великолепии. Ведь, как показывает практика, собор умеет возрождаться!

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ - Терновый венец — христианская реликвия Нотр-Дам-де-Пари

 

Автор: Ольга Костромичева

Добавить комментарий
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.