Музей Средневековья в Париже: экспонаты и практическая информация

Музей Средневековья

В самом сердце Латинского квартала Парижа ждёт посетителей хранитель тайн и бесценных реликвий – музей Средневековья. Этот музей уникален тем, что 23 тысячи его экспонатов охватывают полностью весь период Средневековья, немного захватывая предшествующую ему Античность и следующую после эпоху Возрождения. 

12 мая 2022 года музей открылся после длительной реконструкции. Теперь он гораздо удобнее и интереснее.

Как посетить музей Средневековья?

Адрес: 28 rue Du Sommerard, Латинский квартал

Метро: станции Cluny – La Sorbonne, Saint-Michel, Odéon

RER: ветка С – Saint-Michel, ветка В – Cluny – La Sorbonne

Часы работы

Музей открыт с 9:30 до 18:15. Каждый 1 и 3 четверг месяца – до 21:00 по сниженной цене. Выходной – понедельник.

Стоимость билета

На постоянную экспозицию музея полный тариф – 12 €, по вечерам четвергов – 10 €. Детям до 18 лет и студентам ЕС до 25 лет – бесплатно.

Бесплатно посетить музей можно в первое воскресенье месяца или по музейной карте или другому туристическому пассу.

[similarpost:https://paris10.ru/turisticheskie-diskontnye-karty-parizha label:Туристические дисконтные карты Парижа]

История музея

От самого места, на котором ныне стоит музей, веет древностью. Почти 2 тысячи лет назад, во II-III веках здесь возвышался банный комплекс (термы), в котором принимали водные процедуры сами римляне! Как и положено в Римской империи, бани были публичными и бесплатными.

Варварские племена частично разрушили и сожгли древнеримские термы, но постройки отличались такой крепостью, что спустя 11 столетий их руины послужили основанием для возведения нового здания. Участок с фундаментом выкупил настоятель богатого монастыря ордена Клюни из Бургундии.

[similarpost:https://paris10.ru/rimskiy-parizh-samye-drevnie-dostoprimechatelnosti-goroda label:Римский Париж: самые древние достопримечательности города]

Основные события:

  • XIII век – на месте руин возводят монастырь ордена Клюни.

  • 1330 – при нем работает гостевой дом для странствующих монахов.

  • конец XV века – к монастырю пристраивают особняк под руководством аббата Жака Амбуазского.

  • 1515 – в особняке проживала вдова Людовика XII, Мария Тюдор.

  • 1793 – особняк конфискован в период Великой французской революции.

  • 1833 – здание приобретает Александр дю Сомерар, собиратель предметов средних веков.

  • 1843 – государство выкупает коллекцию, что служит началом для открытия музея.

[similarpost:https://paris10.ru/likbez-pered-poezdkoy-10-glavnykh-sobytiy-iz-istorii-parizha label:Ликбез перед поездкой: 10 главных событий из истории Парижа]

Экспонаты раннего Средневековья

Зал терм

Одна из главных достопримечательностей музея – остатки галло-римских терм, относящихся к раннему Средневековью. В свое время эти термы были грандиозным сооружением и занимали площадь 6000 квадратных метров! Высота потолков составляла 14 м, что и сейчас удивляет посетителей.

В сохранившейся части здания были залы с горячей водой (кальдарий) и теплой (терпидарий). Лучше всего сохранился и открыт для посещения фригидарий – холодный зал, где можно было охладиться и поплавать в бассейне. Он считается одним из самых древних сооружений на севере Франции.

В зале тщательно восстановлены кладка и штукатурка. Достопримечательности зала – каменные ванны, украшенные резьбой, и два древних столпа, которые, по-видимому, преподносились в качестве подарка.

[tripster:experiences value:6371]

Столп лодочников (le Pilier des Nautes, I в.) обнаружили в XVIII столетии под собором Нотр-Дам-де-Пари. Эта колонна – подношение лодочников Сены римскому императору Тиберию. Столп интересен тем, что на нём изображён целый пантеон богов, как кельтских, так и римских: Марс, Фортуна, Меркурий, Юпитер, Вулкан, Цернунн и другие.

Столп святого Ландри (le Pilier de Saint-Landry, II в.) нашли в XIX веке тоже на острове Сите. На нём изображены исключительно римские божества.

Головы львов (Têtes de lions;IV-V в. н. э.) предположительно украшали императорский трон. Поражает реалистичная искусность высеченных из камня голов лохматых хищников.

Фибулы в форме орла (Paires de fibules aquiliformes; Ок. 500 г.) – застёжки, скреплявшие одежду, часто выполняли функцию оберегов, имели форму животного или птицы. Относятся к остготскому искусству, для которого характерен полихромный стиль. Отверстия в ажурной золотой оправе заполняли цветной эмалью и драгоценными камнями.

Вотивная корона вестготстких монархов (Couronne votive; VII в.). Вотивная означает приносимая в дар церкви. В середине XIX века настоящий клад из 26 корон был найден в Гварразаре, недалеко от Толедо.

Короны выполнены из цельного листа золота и богато украшены драгоценными камнями. Такое изысканное подношение средневековых владык подвешивалось в церкви над алтарём. При этом крест, украшающий корону, должен был располагаться над распятием, которое находилось на престоле.

[tripster:experiences value:5458]

Романское искусство и резьба по кости

Резьба по камню

Передняя часть алтаря Базельского собора (Le devant d’autel en or de la cathédrale de Bâle. Германия, начало XI в.). В искусной чеканке по золоту не было равных немецким ремесленникам эпохи Генриха II. Поэтому работу признают образцовой для романского искусства. Монарх, справившийся с тяжёлой болезнью после молитв к святому Бенедикту, пожертвовал столь ценный образец ювелирного мастерства собору города Базеля.

Реликварий святого Фомы Бекета (Лимож, XII-XIII в.). Лимож – город в провинции Лимузен, в прошлом широко известный производством религиозных предметов, украшенных разноцветной эмалью, в том числе и реликвариев для мощей.

На ларце изображен эпизод убийства святого, реально жившего в XII столетии. Генрих II хотел получить власть над церковью, поставив на должность архиепископа Кентерберийского своего канцлера Томаса Бекета. Однако тот, приняв сан, следовал только интересам церкви и не подчинялся воле короля, в результате чего принял мученическую смерть во время службы. Уже спустя 3 года после расправы Фому канонизировали.

Шкатулка «Штурм замка любви» (Аssaut du château d’amour, XIV в.). На шкатулке запечатлены сцены в жанре куртуазной любви.

На верхней части ларца штурм замка изображён аллегорически: стрелы рыцарей, обращённые к дамам, это цветы. Иллюстрации по бокам шкатулки посвящены эпизодам знаменитых рыцарских романов: Ланселот, Тристан и Изольда.

[similarpost:https://paris10.ru/progulka-po-latinskomu-kvartalu-karta-marshruta label:Прогулка по Латинскому кварталу: карта маршрута]

Готическая скульптура

Головы царей

Головы царей (Les têtes des rois de Notre Dame de Paris, XIII в). 28 статуй библейских царей на нынешнем соборе Нотр-Дам не оригинальные. Во времена Великой французской революции по приказу Робеспьера статуи сбросили с храма и обезглавили.

По счастливой случайности в 1978 году обломки статуй, включая головы, обнаружили в подвалах одного из французских банков. Интересно, что головы царей так и выставлены в музее отдельно от статуй.

Из скульптурных экспонатов музея рекомендуем:

  • Апостолы церкви Сент-Шапель (Apôtres de la Sainte-Chapelle, XIII в.);
  • Адам (XIII в.);
  • Святой Дени (Saint Denis, XV в.);
  • Царица Савская (La reine de Saba, XII в.);
  • Святой Яков (Saint Jacques, XIV в.);
  • Святой Людовик (Saint Louis, Париж, XIV в.);
  • Мадонна с младенцем (XIV в.)

Особое достояние музея – скульптуры из дерева на религиозную тематику. В средневековье подобными резными вещицами повсеместно украшали храмы европейских стран.

Обратите внимание на:

  • реликварий в форме бюста Святой Мабилии (Buste-Reliquaire De Sainte Mabille, Северная Италия, XIV в.) – ковчежец, где хранится кусочек черепа святой;
  • Мадонна с младенцем «Открывающаяся» (Vierge ouvrante, Восточная Пруссия, XV в.) – за дверцами находится мини-алтарь;
  • Святая Мария-Магдалина (Sainte Marie-Madeleine, XV в.).

Ювелирное искусство

Евхаристический голубь (XIII в.) – такие «дарохранительницы» имели отверстие, куда помещали частицу святых даров (хлеб).

Золотая роза (La rose d’or, Авиньон, XIV в.) – по традиции золотые цветы каждый год вручали во время Великого поста государственному лицу за особые заслуги перед церковью.

Брошь-реликварий (XIV в) – внутри броши имелось небольшое полое пространство для хранения частицы мощей.

Реликварий «Мадонна с младенцем» (Reliquaire de l’ombilique du Christ; Шампань, XV в.) – экспонат считается музейным раритетом, поскольку содержит частицу пуповины Христа. Находится она в капсуле из хрусталя, закреплённой на тарелочке, прикрывающей пупок младенца Иисуса.

[similarpost:https://paris10.ru/10-khristianskikh-relikviy-parizha-ternovyy-venec-i-moschi-svyatykh label:10 христианских реликвий Парижа: терновый венец и мощи святых]

Живопись и витраж XIII-XVI веков

Витраж

Витражи часовни Сент-Шапель (Vitraux de la Sainte-Chapelle, Париж, XIII в.) – «Воскресение мёртвых», «Самсон и лев», «Четыре персонажа». Обязательно загляните и в саму часовню на острове Сите.

Святой Пётр и святой Себастьян (XVI в.) – витражи в форме медальонов в редкой технике «серебряного травления». Это своего рода рисунки на стекле, напоминающие эскизы-зарисовки, исполненные в двухцветной гамме: жёлто-золотой или светло-серой.

Шахматисты (Les joueurs d’éhecs, Франция, XV в.) – редкий вид витража на светскую тему. Существует несколько интерпретаций того, что именно изображено на витраже: отношение к браку и куртуазность в отношениях или реальные исторические персонажи, не связанные любовными отношениями.

Перед алтарём: сцены из жизни Богородицы (Devant d’autel: scenes de la vie de Vierge) – фрагмент картины XIV в.

Пьета (XV в.) – этим словом обозначают картины, где изображены сцены оплакивания Христа, снятого с креста.

[similarpost:https://ohfrance.ru/10-mest-vo-francii-gde-mozhno-polyubovatsya-vitrazhami label:10 мест во Франции, где можно полюбоваться витражами]

Художественные ткани XIV-XVI веков

Гобелены

Серия гобеленов «Дама с единорогом» (La dame à la licorne; Париж-Брюссель. XV в. Шерсть, шёлк.) – уникальный шедевр средневекового ковроткачества. Каждый из шести гобеленов посвящён одному из чувств: на фоне цветущей растительности всегда изображены три действующих лица (девушка, единорог и лев). Это собрание называют самым ценным экспонатом музея.

Какие гобелены ещё посмотреть?

  • Собирание винограда (Les vendanges);
  • Цикл из 12 гобеленов «История святого Стефана» (L’histoire de Saint Etienne; Париж, XV-XVI в.);
  • Серия гобеленов «Из жизни обитателей замков» (La vie seigneuriale, Нидерланды, XVI в.).

Особые части музея

Часовня

В 20 зале музея посетители могут восхититься уникальным интерьером часовни в стиле пламенеющей готики. Комната сохранилась в первозданном виде с тех времен, когда в здании был монастырь.

Во дворе особняка разбит потрясающе красивый средневековый сад, воссозданный на основе цветочных мотивов «Дамы с единорогом». Он разделён на две части: в первой в свободном доступе находится детская игровая площадка. Вторая зона засажена цветами по трём сюжетам: лекарственные травы, небесный сад и сад любви.

 

Где ещё вы соприкоснётесь со столь древними артефактами, как остатки древнеримских терм, интерьер готической часовни в первозданном виде или сможете прогуляться по саду, воссозданному согласно законам средневекового садоводства?

Приятных прогулок по музею Средневековья!

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.