Эпидемии прошлого — Черная смерть

Средневековая иллюстрация

Различные эпидемии терзали европейские города на протяжении всей письменной и дописьменной истории. Холера, тиф, оспа и десятки других «радостей» регулярно собирали свой урожай несчастных. Тесные грязные улицы и плохая гигиена (как личная, так и общественная) оставляли мало шансов на разрыв мрачного шаблона. Очаги болезни тлели почти все время, но примерно раз в 30-40 лет происходил серьезный мор, опустошавший отдельные селения и регионы.

Среди заразных напастей была одна по-настоящему выдающаяся – «черная смерть». Жесточайшая эпидемия чумы охватила Европу в 14-м веке. Даже сурово закаленный повседневными трудностями средневековый человек, привыкший видеть смерть, был к такому не готов. Ни до, ни после такой пандемии не было. Под вопросом стояло выживание цивилизации как таковой.

Как и коронавирус, болезнь обрушилась неожиданно. Паника, отчаянная скупка припасов, желание бежать в безопасные места или наглухо закрыться дома, поиски лекарств, чудовищные слухи, мольбы о чуде, потеря веры в бога и экзистенциальный кризис для всего общества. Все было так плохо, что многие посчитали происходящее концом света.

Давайте сравним, каково было переживать эпохальную эпидемию тогда и сейчас.

» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЛикбез перед поездкой: 10 главных событий из истории Парижа

Опять Италия

Иллюстрация

По жестокой иронии, итальянцы не первый раз оказываются в эпицентре эпидемии с востока. «Черная смерть» 14-го века началась для Европы именно в Италии.

В те времена города северной Италии (все знакомые нам названия: Милан, Флоренция, Венеция, Сиена, Перуджа, Пьяченца) были важнейшими торговыми центрами и имели широкие торговые связи от Португалии до Черноморья. Именно на кораблях из крымских портов чума пришла сперва в Италию, а затем на башмаках вездесущих торговцев распространилась по всему Старому Свету, от Греции до Ирландии.

Как и сегодня, никто не был готов к такому. Но, что интересно, итальянцы уже тогда пытались организовать почти современное сопротивление мору, вводя карантины (само слово произошло от итальянского «сорок дней»), пропуски, ограничивая и отслеживая передвижения. Увы, битва была неравной. Города пустели, порой лишаясь 9 из 10 обитателей.

Сравниваем: Все как в 14-м веке. «Чума» с востока и невезучие итальянцы, полный олдскул.

» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКак путешествовать по Риму онлайн?

А где король?

Сегодня мировые лидеры самоотверженно поддерживают нас по всем информационным каналам: и в старом добром телевизоре, и в искрометном твиттере. Раньше у простых людей не было такого неиссякаемого источника оптимизма. Короли, знать, высшее духовенство, да и все, кто мог себе это позволить, стремительно и совершенно бесстыдно сбегали в свои загородные резиденции.

Сидя в своих уютных замках, благородные доны даже высказывали мысли, что зараза – болезнь исключительно бедняков. А высшие слои общества она не берет. По итогу, конечно, и им доставалось. Народ, скученный в городах, часто оказывался предоставленным самому себе. К болезни стремительно присоединялись голод и преступность.

Сравниваем: Наши министры и президенты ведут себя чуть-чуть лучше средневековых правителей. Некоторые даже и сами пострадали!

Помощь с небес

Оркестр

В духе времени, столкнувшись с жесткой напастью, люди мыслили самокритично: много, мол, грешили, дело понятное. Кто-то каялся сам, кто-то предпочитал винить чрезмерную греховность соседа, а масштабные мыслители – и весь христианский мир. На будущее было решено исправиться и вести себя хорошо. Начались лихорадочные поиски “помогающих” от чумы святых, так парижане начали истово обращаться к Святому Себастьяну.

Но как люди не старались молиться, помощь с небес не спешила – чума косила и священников, и религиозных фанатиков, участвующих в мрачных шествиях и самоистязаниях. Явное бессилие церкви породило тогда опасные зерна, что взойдут в будущем в виде европейских религиозных войн.

Даже Авиньон, где тогда располагался папский двор, чума не пощадила. Погибло так много людей, что их даже не хоронили. Освятили реку Рону и скидывали тела в нее. Папа, взвесив обстоятельства, предпочел стремительную самоизоляцию от заразной паствы. Всю чуму он провел, сидя около двух очищающих воздух костров, но, конечно, упорно за всех молился.

Сравниваем: Папа римский все так же молится за нас. И это хорошо.

» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ10 христианских реликвий Парижа: терновый венец и мощи святых

Ртутная клизма и другие проверенные рецепты

Кровопускание

Средневековые врачи хотя и имели много общего с современной бабкой Агафьей из газетного приворотно-магического объявления, но иногда честно пытались бороться с чумой. Среди них попадались и мозговитые ребята, улавливающие общую суть проблемы на гуманитарном уровне за неимением микроскопа и прочих научных игрушек.

Врачи подмечали, что некоторые люди умирают, а другие почему-то нет. В их головах плавали концепции вроде современного “иммунитета”, который определенно надо укреплять! Дальше подходы разнились. Консерваторы хотели бесконечно пускать кровь. Сторонники пищевых теорий изобретали такие диеты, которые хоть сегодня можно смело отправлять в инстаграм фитоняшкам.

На горе больным попадались и дерзкие экспериментаторы, настаивающие, что суровые времена требуют суровых мер. Прописывали лечебные ртутные клизмы, дабы наверняка восстановить здоровый баланс элементов организме.

Но даже такие врачи и лекарства были не по карману простым людям. Для них в своеобразной параллели существовал свой набор чудодейственных средств. Богач наслаждается лечебной мазью из рога единорога? Бедняк пусть прикладывает к язве нагретую луковицу, почти так же хорошо помогает!

Сравниваем: Лекарства у нас круче. Это повод для оптимизма.

» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЭкстренная ситуация в Париже: как вызвать врача и что делать, если вас ограбили

Маски есть? А если найду?

Чумной доктор

Идея отгородить себя от заразы настолько естественна, что люди пытались изобретать какую-то персональную защиту с самых первых дней чумного бедствия. Как и мы сегодня, они закрывали рот и нос, старались не дышать зараженным воздухом. Даже если это не помогало практически, то давало долю облегчения в уме.

Одним из улучшенных вариантов защиты было дыхание через поднесенную к лицу веточку розмарина. Считалось (ошибочно, конечно), что запах растения убивает заразу. Вечная человеческая натура была тут как тут – спекулянты безжалостно наживались на продаже розмарина по цене в десятки раз выше старой.

Для тех, кому не хватило розмарина, оставались волшебные амулеты и другая защитная бижутерия из проверенных источников.

Не было достойной защиты в те темные времена даже у врачей. Знаменитый костюм чумного доктора в своем окончательном варианте появился только к следующей эпидемии в 17-м веке. Впрочем, его эффективность весьма сомнительна.

Сравниваем: Средств защиты все так же не хватает. 1:1.

Несамоизоляция

Средневековые люди не слишком-то верили в честную самоизоляцию больных. На всякий случай они изолировали их сами. Подозреваемого больного запирали дома (с помощью навесного замка или просто заколачивали дверь и окна гвоздями) вместе со всей семьей, рисовали специальную метку, например, красный крест, и ставили сторожа, который следил, чтобы чумные не выбрались. Столь сурово поступали, например, средневековые миланцы, испугавшиеся тотального вымирания в более “добрых” городах.

Из наиболее бедных и отчаянных горожан набирали специальные отряды сборщиков трупов, которые время от времени, ориентируясь в том числе на запах, проверяли живы ли еще запертые в домах. Если нет, то они выносили тела, как правило, присваивая часть добра себе в награду. Выживших, если они убедительно казались вновь здоровыми, неохотно выпускали.

Столь безжалостные меры применялись не везде, но, по иронии, даже тогда были самыми эффективными.

Сравниваем: В 21-м веке мы добрее к своим заболевшим соседям.

» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЧем заняться дома на карантине?

Все окурить!

Окуривание

На интуитивном уровне люди улавливали, что проблема не только в зараженных людях, но и в окружении. Эти идеи слились в концепцию миазмов, то есть, что сам воздух в чумных местах заражен – ни то ветром надуло из каких-то плохих стран, ни то из-под земли дьявол напустил адского газа. Так или иначе, их все время подмывало провести масштабную дезинфекцию. И каждый знает, что огонь – лучший санитайзер!

А какой костер лучше всего? Огромный костер! Люди заправляли их пахучими травами и упорно жгли по два, три дня, порой тратя на топливо последние сбережения, и ужасно грустили, если вдруг шел дождь.

Сравниваем: Идея почти та же, но современная дезинфекция улиц намного эффективнее.

Вечно актуальные фейки

Вот уже и помолились, и половину соседей замуровали, и обкурили все, аж дышать нечем… Ничего не помогает? Что делать? Копать глубже! Ютуба и социальных сетей тогда не было, но всегда были умные люди, способные поделиться самыми правдивыми разоблачениями.

Средневековые фейки обычно заканчивались плачевно. Попавших в виноватые агрессивно дезинфицировали, изгоняли, били, пытали, а порой и убивали. Под подозрение попадал каждый: и сосед, c которым прожили рядом 30 лет, и иностранец, некстати оказавшийся не в том месте не в то время. От чумных истерий сильно страдали евреи, традиционные жертвы средневековых несправедливостей. Их любили обвинять в отравлении колодцев магическими порошками.

Хватало и политических фейков-небылиц, например, про монголов, которые умирая от чумы принимали христианство. Это как-то тешило сознание страдающих европейцев. Золотая орда, кстати, прекратила свое существование во многом благодаря «черной смерти».

Перепадало народного гнева и котикам. Их регулярно считали зверями со слишком уж подозрительно довольными мордами и начинали истреблять как разносчиков чумы.

Сравниваем: Наши фейки круче, и котиков мы не обижаем.

Больнички из ада

Больница

В больнице и сегодня невесело оказаться, но во времена лихих эпидемий прошлого вам бы этого не хотелось вдвойне.

Средневековые «больницы» больше походили на зловещие склады умирающих, где бедолаг не столько лечили, сколько собирали, чтобы они где попало не валялись. Доктора закономерно тяготели к богатой клиентуре и в подобные места наведывались по минимуму. В качестве персонала тут работали сердобольные волонтеры и самые бедные, готовые рисковать жизнью за скромную плату.

Условия выздоровлению не способствовали. Лучшими чумными заведениями были те, которые содержали монахи, но и там находиться было грустно. Лечебный процесс если и присутствовал, то граничил с жестокими пытками: больных покрывали зловонными мазями, раздувшиеся лимфоузлы прижигали или выдавливали.

Как нетрудно догадаться, подобные лечебницы (или вернее “умиральницы”) пользовались, как правило, ужасной репутацией. Выжившие и потенциальные пациенты обменивались страшилками: мол, персонал душит умирающих, чтобы быстрее ограбить их, а еще собирает заразу, чтобы потом специально заражать здоровых.

Сравниваем: Наши больницы явно лучше. Но лучше не болеть!

Кладбищенская лазанья

Чумная яма

Сколько не прикладывали луковицу ко всем местам… Большинство средневековых больных рано или поздно остывало навсегда. Смертность достигала совершенно невообразимого для современного сознания уровня: где-то погибла четверть населения, где-то – две трети.

Умирая, несчастные расставались со своими проблемами, но подкидывали новые обществу – их бренные тела нужно было куда-то деть. Маленькие приходские кладбища, раскиданные прямо в городской застройке, не были рассчитаны на чумную смертность, и начали буквально лопаться. Как метко подметили в объятой мором Флоренции, покойники на кладбищах образовывали жутковатую “лазанью”. Не лучше дела обстояли и в самом густонаселенном городе Европы – Париже, где кладбище Невинных заполонили чумные клиенты.

Под напором мертвецов города искали выходы: от зловещих чумных ям – братских могил для жертв эпидемии, до более цивилизованных, больших кладбищ за пределами городских стен. Одно из таких мест пусть и из более поздней эпохи многим из вас известно – это Ваганьковское кладбище в Москве.

Сравниваем: У нас шансов больше!

» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕСамые знаменитые кладбища Парижа

Изменение сознания

Порой даже самые ужасные события приводят к положительным последствиям. Природа людей всегда стремится к жизни.

Для выживших после чумы 14-го века жизнь изменилась навсегда и не только в экономике, но и на уровне сознания. Великие потрясения одновременно подорвали веру в догмы и пробудили в людях критический взгляд на вещи, жажду новых знаний. На руинах старого мира чуть позже вспыхнула искра Возрождения, из которой во многом вышел современный мир.

Как жизнь изменится для нас?

Хочется верить, что, как и 7 веков назад, человечество найдет в себе силы извлечь из трагедии пользу. Время идет и то, что работало в 20-м веке, теперь, похоже, дает сбой и требует новых идей уже из века 21-го. А как думаете вы?

Вывод: Будьте здоровы и не унывайте!

Мыть руки и оставаться дома по-прежнему эффективно!

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.