10 знаменитых картин Центра Помпиду
После классических экспозиций Лувра, романтических коллекций музея Орсе шедевры Центра Помпиду стоят на вершине эволюции изобразительного искусства. Именно в этом музее, таком своеобразном снаружи и внутри, вы найдете самое полное собрание полотен знаменитых художников XX века, творивших в стилях кубизма, сюрреализма, абстракционизма.
Представляем вам десять самых известных картин Центра, которые обязательно стоит увидеть воочию. О том, как попасть в музей, читайте в нашей специальной статье. Ориентироваться в городе вам поможет приложение с офлайн-картой Парижа.
Анри Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (Luxe, calme et volupté, 1904)
Невероятно чувственная и проникнутая негой картина послеполуденного отдыха. Художник изобразил компанию праздно отдыхающих обнажённых дев на берегу Средиземного моря. Солнце припекает, на скатерти нехитрый пикничок, все довольны жизнью!
Шедевр написан в интересной технике пуантилизм (от фр. point – «точка»). Яркие несмешивающиеся точки-пятна призваны передать атмосферу летней жары, раскованности и непринуждённости. Помимо этого солнечного полотна, советуем увидеть «Аквариум с красными рыбами» (Bocal de poissons rouges, 1914) и «Румынская блузка» (La Blouse roumaine, 1940).
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (Les Demoiselles d’Avignon, 1907)
Именно это полотно живописца стояло у истоков кубизма, для которого характерно замещать классические формы геометрическими фигурами. Предположительно на создание картины художника вдохновила работа Поля Сезанна «Пять купальщиц» (Cinq baigneuses), которую вы найдете в этом же музее.
Кроме того, на мастера сильно повлияли ритуальные африканские маски, увиденные им на выставке в парижском музее на площади Трокадеро. Не удивительно, что у двух из пяти «девиц» (тех, что справа) лица превращены в подобие масок. Характерная черта кубизма — использование розово-охристых оттенков в изображении персонажей на холодном голубом фоне. Отметим, что в 2007 году этой картине присвоили титул «самого влиятельного произведения искусства за последние 100 лет».
Марк Шагал «Обручённые и Эйфелева башня» (Les mariés de la Tour Eiffel, 1938-1939)
Картина написана в неподражаемой сюрреалистичной манере, за которой сразу угадывается кисть Марка Шагала. Художник с еврейскими корнями родился в Витебске, но значительную часть жизни провёл во Франции, где получил гражданство, творил и был погребён.
Узнаваема и манера мастера изображать летящих людей, в данном случае, молодожёнов, в которых легко узнать самого художника и музу его жизни, супругу Беллу. Обручённые летят на фоне Эйфелевой башни ярко-синего цвета, а под ногами у них проплывает Витебск.
Другие популярные персонажи картин мастера — животные, коза и петух. Причём коза играет на скрипке, а петух умеет летать, да и ростом с влюблённую парочку. К тому же внутри пернатого как будто находится скрипач, что тоже относится к характерным приёмам Шагала. Намёк на беременность, как символ той силы, что объединяет двоих возлюбленных и делает их единым целым.
Фернан Леже «Развлечения – Посвящение Луи Давиду» (Les Loisirs – Hommage à Louis David, 1948-1949)
Художник придерживался идей кубизма и даже присоединился к кружку последователей этого стиля наряду с Браком и Пикассо. Хотя Леже и поддерживал использование геометрических форм в живописи, в изображении человеческих фигур он пошёл своим путём. Характерная черта живописца — контур чёрного цвета и яркие контрастные цвета, нейтральные, ничего не выражающие лица.
На полотне «Развлечения – Посвящение Луи Давиду» Фернан Леже прославляет обычный отдых простых людей и возможность провести досуг с пользой в компании близких друзей. При этом в позе велосипедистки на переднем плане, в опущенной руке и листе бумаги читается намёк на шедевр Луи-Давида «Смерть Марата».
» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ — Что обязательно посмотреть в музее Орсе: самые известные картины
Василий Кандинский «С чёрной аркой» (Avec l’Arc noir, 1912)
Исследователи творчества живописца считают, что с этой картины началась история абстракционизма. Стиль, в котором отсутствуют конкретные предметы, но преобладают цветовые пятна, линии, дуги, спирали, стал излюбленным для Кандинского.
В шедевре «С чёрной аркой» противопоставлены три блока синего, красного и фиолетового цветов, готовые вот-вот столкнуться. Цвета и формы невероятно важны для художника, ведь через них он пытается донести до зрителя состояние своей души.
От столкновения фигуры удерживает большая чёрная арка или дуга, в которой искусствоведы видят воспоминание художника о крестьянском быте родной России.
» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ — Русские достопримечательности в Париже
Робер Делоне «Карусель свиней» (Manège de cochons, 1922)
Художника называют основоположником нового стиля – орфизма, имеющего общие корни с кубизмом и футуризмом. Представленная работа отсылает нас к сельским ярмаркам посредством кружащейся карусели из деревянных свинок.
На полотне во всех цветах и ипостасях воспета любимая форма живописца — диск, который и призван закружить зрителя в вихре аттракциона. В самой круговерти виднеются чёрные ботики улетевшей на карусели дамы, а на переднем плане изображён друг Делоне — поэт Тристан Тцара. Яркие разноцветные круги различных размеров придают полотну движение, настроение и музыкальность.
Примечательно, что в том же стиле творила и супруга художника Соня Делоне, работы которой также выставлены в Центре современного искусства Жоржа Помпиду. Рекомендуем увидеть её картины «Электрические призмы» (Prismes electriques, 1914), «Ритм» (Rythme, 1938) и «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (La Prose du Transsiberien et de la petite Jehanne de France, 1913).
» ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ — 10 необычных музеев Парижа
Казимир Малевич «Чёрный крест» (Croix noire, 1915)
Нашумевшая картина написана художником в стиле супрематизма и наряду с «Чёрным квадратом» и «Чёрным кругом» составляет своеобразный триптих. Сам Малевич и был основоположником этого направления в живописи. Он отдавал предпочтение простейшим геометрическим формам: кругу, квадрату, прямоугольнику. Его полотна по большей части лишены какой бы то ни было предметности и принадлежат к авангардному искусству.
Как ни парадоксально, но крест не тот, за кого себя выдаёт… Его образуют 4 находящих друг на друга квадрата, между которыми помещается ещё один малый квадрат. Сам холст тоже квадратен, равно как и белые фигуры по краям. Вот такая геометрия получается.
Смысл же картины на самом деле весьма глубок. И крест, и квадрат издревле используются человечеством. Квадрат – символ планеты и земного начала. Для него характерны стабильность и устойчивость. В кресте объединяются духовная и земная суть: вертикаль – знак неба, горизонталь – земли. Ну а между небом и землёй находится человек. Сочетание же чёрного и белого цветов – противостояние жизни и смерти, вечности и забвения.
Джексон Поллок «Женщина-луна, разрезающая круг» (La femme-lune coupe le cercle, 1943)
Американский художник известен как основоположник абстрактного экспрессионизма и создателя метода «капельного орошения». При создании своих шедевров у него не было нужды в мольбертах, кистях и палитре. Картины он рисовал прямо на полу, разбрызгивая или наливая краску в произвольном порядке, часто делая это в ритме танца.
На создание картины про женщину-луну художника вдохновили ритуальные танцы индейцев. Доказательство тому – изображённый головной убор из перьев, кинжал и танцевальные движения персонажа. Рекомендуем посмотреть такие полотна Поллока как «Номер 26 А, чёрный и белый» (Numéro 26 A, noir et blanc, 1948), выполненное непосредственно в технике капельной живописи, и «Глубина» (La Profondeur, 1953).
Рене Магритт «Красная модель» (Le Modèle rouge, 1935)
Бельгийский художник творил в стиле сюрреализма, более известный представитель которого – Сальвадор Дали. Картины Магритта совершенно ирреальны и производят загадочное впечатление.
В «Красной модели» название совершенно не соответствует тому, что на ней изображено. Подобное несоответствие часто встречается в картинах художника. Мы видим странную, даже жутковатую пару ботинок, оформленных в виде человеческих ступней. Впрочем, подобные сцены довольно характерны для сюрреализма Дали и прочих любителей пофантазировать. Советуем удивиться другим творениям Магритта: «Смертоносное небо» (Le ciel meurtrier, 1927) и «Насилие» (Le viol, 1945).
Жоан Миро «Купальщица» (Baigneuse, 1924)
Миро – испанский художник и скульптор, творивший в рамках сюрреализма и абстрактного искусства. В картине «Купальщица» мы видим безграничное тёмно-синее пространство океана и покрывающую его мглу ночи. Если присмотреться, можно разглядеть волны, лодку, линию горизонта, замешкавшуюся рыбёшку, загадочные ночные огни. Возможно, вам понравятся и другие его полотна, например, «Бег быков» (La course de taureaux, 1945) и «Голова человека» (Tête d’homme, 1935).
Еще больше удивительных картин в стиле кубизма, абстракционизма, сюрреализма можно посмотреть в Центре современного искусства Жоржа Помпиду. По его богатым коллекциям можно и нужно прогуляться с экскурсоводом, чтобы не упустить интересные детали и разобраться в подоплеках загадочных помыслов художников XX века.
Приятного погружения в искусство!
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!